Как психолого-педагогическая проблема

Девиантное поведение представляет собой не только ^проблему личности, которая страдает от этого отклонения, [ но и проблему для общества, с которым эта личность пере-(секается. Возрастающий уровень агрессии у населения в \ целом заставляет задуматься о смягчении данного явления, если о ликвидации не может быть и речи в силу невозмож­ности реализации такого замысла. Педагогической сторо­ной данной проблемы можно назвать усложненный процесс обучения не только конкретных детей с отклоняющимся поведением, но и всего класса в целом, так как, например, при агрессивной направленности личности, которая носит маску шута, преподаватель вместо того, чтобы сконцентри­роваться на более продуктивной подаче учебного материа­ла, вынужден отстаивать свой авторитет. С другой сторо­ны, остальные учащиеся сосредоточивают внимание на шуте и, естественно, не обращают на учебу внимание.

Отклоняющееся поведение обычно классифицируют по степени отклонения (трудновоспитуемые дети, педа­гогически запущенные подростки, подростки-право­нарушители и несовершеннолетние преступники). В дан­ной классификации не отражается позитивная девиант-ность, поскольку она встречается крайне редко и считает­ся сугубо психологической проблемой личности, не явля­ющей угрозы для социума. Отклонения в поведении не появляются неожиданно, для их формирования и устой­чивости требуется значительное время. Как и любое дру­гое заболевание, легче всего корректируется в начальной стадии, но именно это время характеризуется только не­выраженными симптомами.

Первая стадия педагогической запущенности отличает- ся некоторым интересом к познанию и образовательному процессу. Этот этап можно назвать предрасполагающим, и по времени возникновения он соответствует дошкольно­му. Возникновение происходит по причине (или комплек-




су причин) неправильного воспитания и нездоровой ат­мосферы в семье, некорректного подхода воспитателей в дошкольных учреждениях (ребенок ощущает себя неком­фортно в коллективе) и из-за длительного подавления воз­можностей ребенка в удовлетворении жизненных потреб­ностей. Второй этап выступает как следствие первого — ребенок имеет слабую психологическую и познавательную подготовленность к обучению в школе. Здесь характерны зачатки отрицательного отношения к нормам и правилам жизни в обществе на основании безуспешной образователь­ной деятельности. Две заключительные стадии наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте. В этот пери­од происходят правонарушения, нападение на слабых по причине желания самоутвердиться» которое не направля­ется в созидательное или творческое русло. В старших классах поведение учащихся отличается большей скрыт­ностью, но при отсутствии должной коррекции оно толь­ко усугубляется.

По степени педагогической запущенности выделяют три группы детей. В первой отрицательные качества детей не­устойчивы и носят стихийный характер, а сами дети чаще безвольны, рассеянны, неорганизованны, несамостоятель­ны, капризны и подвержены неожиданным приступам аг­рессии. Во второй группе дети имеют низкую успеваемость в школе, конфликтуют с учителями и одноклассниками, а сфера интересов не включает в себя учебный процесс. Ха­рактер таких детей отличает вспыльчивость, неустойчи­вость настроения, озлобленность, повышенная конфликт­ность. В третьей группе дети откровенно грубы с окружаю­щими и способны на преступления,


1229153553100679.html
1229261486151506.html
    PR.RU™