Например. Прочтите письмо, которое прислал Дэну директор школы, обеспокоенный поведением ученика подготовительного класса

Прочтите письмо, которое прислал Дэну директор школы, обеспокоенный поведением ученика подготовительного класса. Учительница рассказала в классе о «подручной» модели мозга и заметила немедленные улучшения.

Недавно ко мне пришла учительница подготовительного класса, очень расстроенная поведением одного ученика. Он только что поступил в школу и сразу начал то и дело забиваться под парту и кричать, что всех ненавидит. (Его мама попала в тюрьму, мальчика взяла к себе родственница, и ему пришлось уйти из прежней школы, от учительницы, к которой он был очень привязан.)

Сегодня наша преподавательница снова рассказала детям о модели «Мозг у вас в руках». Для него это были новые знания. Большую часть объяснений он прослушал из-под парты, но вскоре после занятия приблизился к ней, изобразил с помощью ладони, что выходит из себя, и по собственной инициативе надолго удалился в особо отведенное место для выпуска пара. (Он едва не заснул там.)

Придя, наконец, в себя, он снова подошел во время занятия к учительнице, показал на пальцах, что самоконтроль восстановлен, и присоединился к остальным ученикам.

Чуть погодя учительница похвалила его за активность, и он ответил: «Я знаю. Я же вам сказал». И снова показал, что «взял себя в руки».

Это был очень важный момент. Мы с преподавательницей порадовались за этого мальчика. Ему действительно нужен был этот урок!

Позднее в тот же день я зашел к ним в класс на перемене и поиграл с ним в ресторан. В какой-то момент он вытянул из вазы цветок и преподнес мне. Какой волнующий момент! Еще вчера учительница отзывалась о нем как о ребенке, который воюет с целым миром. А сегодня он уже пользуется каждой возможностью установить контакт с окружающими. Спасибо вам большое за бесценные знания.

Что сделала эта учительница? Снабдила ученика инструментом майндсайта. Она помогла ему выработать стратегию понимания того, что происходит в его душе и вокруг него, и адекватного выражения своих переживаний. Теперь он может осознанно выбирать, как реагировать на происходящее.

Говоря другими словами, мы стремимся сформировать у детей двухчастную модель восприятия происходящих с ними событий . Первая часть этой модели позволит ребенку просто переживать и фиксировать опыт своих органов восприятия. То есть столкнувшись с какой-то трудностью, он не должен отрицать этот негативный опыт или подавлять сопутствующие чувства. Мы хотим, чтобы дети рассказывали нам, что с ними происходит, описывали свой внутренний опыт, сообщали о том, что видят и чувствуют в данный момент. Это первый режим обработки сенсорной информации: что-то испытывать и принимать собственный опыт. Учительница, о которой шла речь, не хотела, чтобы маленький ученик отвергал свои переживания. Его чувства были его опытом, и «режим вчувствования», о котором мы сейчас говорим, как раз и представляет собой процесс переживания своего субъективного опыта по мере протекания события.



Но мы хотим также, чтобы наши дети умели наблюдать за тем, что происходит у них в душе, и осознавать, как опыт влияет на них. Исследования функционирования головного мозга показали, что за переживание опыта и его наблюдение отвечают разные нервные цепи. Обе они одинаково важны, и их интеграция заключается в полноценном развитии каждой с последующим образованием связи между ними. Наши дети должны научиться не только «чувствовать свои чувства» и «ощущать ощущения», но и обращать внимание на то, что испытывает их тело, отмечать свои эмоции. Нужно, чтобы они уделяли внимание своим переживаниям («Я замечаю, что чувствую доброжелательность или жалость» или «Мое разочарование сейчас не какая-то мелочь, оно размером с гору!»). Нам необходимо научить их исследовать собственный внутренний мир и решать проблемы, понимая свое внутреннее состояние.

Именно это и произошло с мальчиком из нашего примера. Он одновременно проживал свой опыт и наблюдал за ним. Благодаря этому он сумел принять то, что с ним происходило. Он оказался способен отслеживать свои переживания, мог не только испытывать какие-то чувства, но и фиксировать, как они развиваются. Далее, ему удалось рассказать о том, что с ним происходит, с помощью языка объяснить окружающим и самому себе свое понимание происходящего. Прибегнув к «подручной» модели мозга, он проанализировал себя, понял, что «должен взять себя в руки», и предпринял соответствующие шаги, изменившие его внутреннее состояние. А снова обретя контроль над своими эмоциями, он присоединился к одноклассникам.

В нашей практике встречаются дети и родители, «застревающие» в своих переживаниях. Разумеется, обращать внимание на то, что с тобой происходит, необходимо. Но это лишь один режим обработки сенсорной информации. Нужно также рассмотреть и осмыслить происходящее. Таким детям и родителям необходимо научиться с помощью инструментов майндсайта осознавать происходящее и, подобно репортеру, фиксировать это. Мы объясняем им, что надо быть одновременно актером, разыгрывающим то, что в данный момент творится у тебя в душе, как сцену из пьесы, и режиссером, который объективно воспринимает происходящее со стороны и потому может оценить его более осмысленно.



Когда мы учим ребенка быть одновременно актером и режиссером – принимать свой опыт, а также исследовать и отслеживать его, – то вооружаем его ценными инструментами, при помощи которых он может по-новому реагировать на ситуации, в которых оказывается. Так, он может сказать: «Я ненавижу экзамены! У меня колотится сердце, и мне кажется, я сейчас с ума сойду!» – и попутно заметить: «Но это ведь не смертельно. Я правда хочу хорошо сдать этот экзамен. Но сходить с ума из-за этого не надо, а все, что надо, – не смотреть сегодня телевизор и дополнительно позаниматься».

Этот прием также позволяет объяснить детям, что не нужно тонуть в своих переживаниях, фиксироваться на них. Они могут быть еще и наблюдателями, а значит, занять активную позицию и изменить свой опыт. Вернемся к примеру с ребенком, слишком обеспокоенным завтрашним экзаменом. Мысленные картинки, одна другой страшнее, раскручивают спираль паники: сначала несданный экзамен, потом плохая оценка за четверть, а дальше провал на ЕГЭ и невозможность поступить в хороший институт.

Самое время родителям объяснить ему, что изменить свои эмоции и образ мысли можно одним лишь физическим движением или даже сменой позы. В книге «Воспитание с умом» этот инструмент майндсайта называется «шевелись или свихнешься». Предложите ребенку расслабиться, «как макаронина», и несколько минут посидеть в этом полностью расслабленном, «растекшемся» состоянии. Теперь и он сам, и родители могут проанализировать, как изменяются его переживания, мысли и ощущение собственного тела. (Просто удивительно, насколько это эффективный способ сбросить напряжение!) После этого можно вернуться к проблеме с экзаменом, взглянуть на нее со стороны, незашоренным взглядом, и окажется, что ситуация вовсе не безвыходная.

Возможности познакомить детей с мощью разума безграничны. Расскажите о «теме из “Челюстей”» и вместе обсудите, какой негативный опыт из прошлого может влиять на принятие решений. Объясните им идею реки благополучия. Покажите картинку из главы 3 и поговорите о последнем случае, когда они действовали хаотически или ригидно. Ребенок почувствовал неуверенность в себе? Предложите: «Покажи мне, как ты держишься, когда ничего не боишься, и давай посмотрим, что ты при этом чувствуешь». Судя по данным новейших исследований, достаточно просто принять ту или иную позу, чтобы соответственно изменился наш эмоциональный настрой, а заодно и мировосприятие.

Учить ребенка майндсайту можно всегда и везде. Если в машине ваша девятилетняя дочь убивается из-за неудачного броска на баскетбольном матче, обратите ее внимание на брызги на ветровом стекле. Скажите: «Каждое из этих пятнышек – какое-то событие из тех, что случились или еще случатся в этом месяце. Одно из них – сегодняшняя игра. Это пятнышко реально, и я понимаю, что ты расстроена. Очень хорошо, что ты отдаешь себе отчет в своих переживаниях. Но посмотри, сколько еще пятнышек на этом стекле! Среди них есть и праздник, на который ты пойдешь в эти выходные. Ты ждешь этого с нетерпением, верно? А вот это, рядышком, – отличная оценка по математике, которую ты вчера получила. Помнишь, как ты была горда?» Продолжайте разговор в подобном духе, помещая неудачный бросок в более широкий контекст опыта дочери.

Смысл этого приема не в том, чтобы убедить дочь перестать волноваться из-за баскетбольного матча. Ничего подобного! Нужно поощрять детей чувствовать то, что они чувствуют, и делиться своими переживаниями с нами. Вникать в свои чувства очень важно. Но наряду с этим научите ребенка видеть общую картину и помогите понять, что он может обращать внимание на другие стороны своей жизни. Для этого необходимо, чтобы структуры мозга, отвечающие за самонаблюдение , были столь же развиты, как и структуры, обеспечивающие ощущения . И те и другие равно важны и вместе составляют идеальную команду. Научив детей различать и сообща использовать способности восприятия и анализа, мы способствуем интеграции их мозга. Когда и те и другие структуры развиты, ребенок способен думать не только о том, что огорчает его в данный момент, а значит, он иначе воспринимает мир и чувствует себя лучше. Научив ребенка майндсайту, мы наделяем его даром управлять своими эмоциями, а не быть их рабом. Теперь он уже не станет жертвой внешних обстоятельств или собственных переживаний.

В следующий раз, когда вам выпадет возможность призвать детей к порядку, познакомьте их с теми или иными инструментами майндсайта или примените какой-либо из приемов перенаправления, описанных нами. Возможно, вам придется испробовать несколько подходов. Нет универсальной стратегии для любой ситуации. Но если вы опираетесь на рационально-эмоциональный подход: сначала эмоциональный контакт, затем перенаправление, – то вам будет гораздо проще достичь основных целей приучения к дисциплине. Напомним их: добиться сотрудничества ребенка в данный момент и развить его мозг, помочь ему вырасти добрым и ответственным человеком, успешным в личных отношениях и в жизни.

Заключение


0877158942261494.html
0877201027399633.html
    PR.RU™